foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18" города Кирова

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова

 

 

Родительское собрание в начальной школе на тему:

 

 

«Поощрение и наказание
в родительском воспитании»

 

 

Заместитель директора по ВР

Лошкарева О.В.

Родительское собрание

«Поощрение и наказание в родительском воспитании»

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему наказания и поощрения в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

1 слайд

Заголовок.

Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжать воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и учителями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.

2 слайд

Рассмотрим вначале наказание. Без применения какой-либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически, так сказать, на бумаге. Можно выделить следующие виды наказания.

3 слайд

Для одних родителей физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов в семьях, где физическое наказание – обычный метод воспитания дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. Все время, демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья – тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Еще один вариант адаптации описывает писатель Владислав Крапивин в книге «Журавленок и молнии». Мальчик перед встречей с отцом, который его регулярно порол, принимал анальгин. «Чтобы не так больно было», - а на самом деле, чтобы не чувствовать себя беспомощным, чтобы создать иллюзию, что он как-то может эту ситуацию изменить.

В результате для одного человека то, что в его детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям: «Меня били, и я вырос порядочным человеком!» Другой, сохранивший горечь обиды и разочарования, после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребенка.

Если, проанализировать ситуации, в которых родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

Казалось бы, словесные наказания можно считать наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни не крикнул на ребенка, не обозвал его, не выругался в его адрес.

В таком случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Мы кричим и ругаемся из-за того, что у нас неприятности на работе или болит голова, или нам нагрубили в магазине. Просто из-за того, что не можем сдержаться. А следовало бы. Потому что никакой воспитательной роли фразы вроде «Опять все испортила!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты…» сыграть не могут. Они вызывают у детей либо ответное озлобление, отрицание, агрессию, либо подавленность, уныние, разочарованность. Ведь взрослый является для ребенка огромным авторитетом. И все, что тот произносит, воспринимается как истина в последней инстанции.

Дети принимают на веру все наши высказывания, они думают: «Вероятно, я и вправду «мамино горе», «идиот», «тупица» и тому подобное. И вряд ли, в самом деле, выйдет из меня что-нибудь путное». В итоге у ребенка формируется заниженная самооценка, которая, в свою очередь, порождает новые проблемы.

О наказании изоляцией. Во многих школах и семьях используют так называемый «тайм – аут», когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий, и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Такой прием рекомендуется применять спокойно, объяснив ребенку причину наказания. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребенку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно. Не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Так в беседе первоклассник на вопрос «Что для тебя страшнее всего?», ответил, что самое страшное для него, когда мама с ним не разговаривает.

Если ребенка изолируют, закрыв в комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ и другие тяжелые последствия.

Наказания трудом – очень неоднозначный метод воздействия. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю мыть посуду»; «Раз ты подралась с сестрой, сядь и прочти 20 страниц» - как часто родители прибегают к подобным наказаниям, и какой вред они наносят детям! Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе, чтению.

О наказании лишением. Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует родителям в тех случаях, когда наказания не избежать, придерживаться очень важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно. Лучше всего, если это будет какая-то ваша совместная деятельность. Прогулка в выходные, катание на велосипедах, вечерняя сказка и прочее. Ю.Б. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». И если ваш ребенок не слушается или совершает какой-то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Если без наказания нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.

4 слайд

7 Правил известного психотерапевта В.Леви

«Важно помнить»:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание.

Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым,

но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то и огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Лучше использовать поощрения, чем наказания.

5 слайд

Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее и закрепляет их. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появиться надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.

6 слайд

Поощрение - в каком виде оно может проявляться.

  • Похвала – выражение радости и благодарности
  • Ласка – ласковые слова и прикосновения
  • Развлечения – совместные прогулки
  • Восхищение
  • Сравнение с авторитетным лицом
  • Проявление уважения на уровне «взрослый-взрослый»

Похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь.

Метод поощрения является эффективным, если его используют не слишком часто. Родители, постоянно хвалящие ребенка, очень болезненно переживают моменты его неуспешности. У них появляется чувство вины и протеста, а у ребенка формируются истероидные черты характера – гипертрофия потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.

Таким образом, похвалы самому ребенку, а не его действиям и поступкам даже вредны. Каждая семья должна выработать свою систему поощрений.

Чтобы поощрение было эффективным, оно должно удовлетворять какие-то значимые потребности ребенка.

Поощрение должно исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Как же хвалить ребенка, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить притчей.

Разумное воспитание (Хинг Ши).

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

7 слайд

Памятка родителям

«Как поощрять ребенка в семье»

 

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку.

 

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

 

  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

 

  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами.

 

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

 

  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

 

  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

 

 

 

Контакты

Директор школы:

Симакова Светлана Борисовна

График работы:

Пн. - Пт. с 8:00 до 18:30

тел. (8332) 23-36-01 - Директор

тел. (8332) 23-35-56 - Учительская

факс: (8332) 23-36-01

 

Адрес школы: 

610011, г. Киров, ул. Свердлова, 21

 

Адрес электронной почты:

school-k18@mail.ru

Схема проезда

Полезные ссылки

http://kirovpravda.ru/ - газета "КИРОВСКАЯ ПРАВДА"

http://obrnadzor.gov.ru/ - Рособрнадзор

www.mon.gov.ru - Министерство образования РФ

www.edu.ru - Федеральный общеобразовательный портал

http://info.43edu.ru/ - Информационно-образовательный портал Кировской области

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений

http://ege.43edu.ru/ - ЕГЭ Киров

http://olimp43.ru/ - Олимпиады Кировской области

далее...

для детей старше шести лет